ТЕМА ДНЯ
Вторник-воскресенье: 9.30-18.00 (касса до 17.30) Четверг: Понедельник: выходной день ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСТАВКЕ ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ
|
Дистергефт Элеонора Павловна (Паулевна) искусствовед |
Дистергефт Элеонора Павловна (Паулевна)Статья директора Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марины Владимировны Агеевой. Мой главный учитель – Э. П. ДИСТЕРГЕФТ
Мне как искусствоведу не раз приходилось писать о творчестве тагильского художника Михаила Васильевича Дистергефта, но сегодня рассказ пойдет о его жене – Элеоноре Павловне Дистерreфт. Хотя писать о ней невозможно, не затрагивая ее семью. Михаил Васильевич и Элеонора Павловна Дисreргефты – какая это была красивая пара! (Михаил Васильевич умер в 2005 году). Вместе они прошли долгий путь, успев справить 60-летний юбилей совместной жизни. Всю сознательную жизнь они служили искусству и культуре Нижнего Тагила. В газете 15-летней давности я прочитала: «Дистергефты - это та нравственная высота, которую не каждый может достичь, но к которой каждый должен стремиться» [1]. «Нравственная высота – главная черта этих замечательных людей. Познакомилась я с ними в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, где Элеонора Павловна работала главным хранителем, и куда я пришла девочкой в секцию юных искyсствоведов. Знакомство с этой красивой и умной женщиной, можно сказать, определило мою судьбу. Я решила стать искусствоведом и работать в самом прекрасном месте в Нижнем Тагиле – в музее изобразительных искусств. Элеонора Павловна отдала Нижнетагильскому музею тридцать лет своей жизни: сюда она пришла сразу же после приезда Дистергефтов в Нижний Тагил, отсюда ушла, как говорится, на заслуженный отдых. Правда, отдых пенсионный получился не сразу, а были еще десять лет работы библиотекарем в детской музыкальной школе. Но все же главная любовь – музей. Сначала – экскурсоводом, затем главным хранителем почти двадцать лет, и последние шесть лет – директором музея. Но она всегда ощущала себя прежде Хранителем музея, ответственной за ценную коллекцию в две с половиной тысячи произведений. Она не умела рисовать, но освоила технические приемы реставрации на курсах во Всесоюзных художественнo-реставрационных мастерских, носящих имя Игоря Эммануиловича Грабаря – одного из лучших русских реставраторов. В работе хранителя надо многое знать о способах сохранения разных видов искусства, уметь упаковать при случае выставки произведение так, чтобы оно не пострадало во время транспортировки. Сегодня, когда в музее есть реставратор и несколько хранителей, обычно это делают они, а в прошлом Элеонора, или, как ее обычно звали, Лора Павловна, занималась этим одна. Она научилась ставить заплаты на прорванные холсты, делать профилактические заклейки в местах угроз осыпей, чтобы правильно, не травмируя произведение живописи, доставить его в руки опытного реставратора. В течение почти десяти лет Лора Павловна в Москве в мастерских Грабаря под руководством опытных мастеров реставрировала большую картину нашего тагильскoго живописца Василия Худоярова «Исцеление слепорожденного». А на картине было 16 больших и маленьких прорывов! Самый большой из них – почти 30 квадратных сантиметров. К сожалению, не имея образования художника, она не смогла восстановить утраты красочного слоя, и картина только в 1992 году дождалась художника-реставратора, который сделал живописное восстановление. Сегодня эта работа по праву занимает достойное место в зале русского искусства академического раздела. Были и другие картины, которые сохранила Элеонора Павловна с помощью технической реставрации, а ведь это особенно важно, чтобы не продолжалось дальнейшее разрушение живописного слоя картин. А сколько ею было привезено выставок в Нижний Тагил! Вспомнить хотя 6ы выставки картин из Третьяковской галереи, а также выставки из литературного музея А. С. Пушкина, посвященные великому поэту. Выставка японского искусства, прикладного искусства Грузии, выставки рисунков талантливой и рано умершей девочки Нади Рушевой. Всех этих выставок, заботливо оформленных и красиво развешенных на стенах, не перечесть! Но самое главное в работе хранителя – это учет и обеспечение сохраннoсти вверенных произведений искусства. Прежде чем произведение будет показано в залах, оно должно быть описано, измерено, исследовано и все это подробное описание занесено в книги поступлений, а затем в инвентарные книги. Эта работа не терпит неточностей, а требует скрупулезно точного описания, чтобы по нему можно было идентифицировать любое произведение. Для этого необходимо уметь пользоваться литературой и архивами. Научным изучением попавшего в музей произведения сегодня занимаются научные сотрудники, в те далекие времена всем этим занималась одна Э.Дистергефт. Поэтому она создала и опубликовала первый научный каталог музея, изданный в 1973 году в Москве. Как говорил известный уральский искусствовед Борис Васильевич Павловский, основатель кафедры Истории искусства Уральского государственного университета, потрясая этим каталогом: «Это же научная искусствоведческая диссертация, или, по крайней мере, искусствоведческий диплом!» Но университетов Элеоноре Павловне не пришлось закончить. Судьба ее была сложной и трудной. Она родилась 1 января 1924 года в маленьком уральском городке Ирбите, но очень знаменитом в те времена – как место проведения знаменитых торговых ярмарок. Ее дед и отец – Гронвaльды были знаменитыми в Ирбите пивоварами, но немцами по национальности, за что и ее отец был репрессирован. Семья лишилась всего: книг, рояля, кружевных салфеток. Но, самое главное, у детей не было возможности учиться в институтe. В годы Великой Отечественной войны семья была отправлена «на поселение» в Карпинск, фактически «в зону» за колючую проволоку. Здесь она работала расштыбовщицей на угольном конвейере. Жили в бараках, спали на трехэтажных нарах. Но здесь она встретила свою первую и единственную на всю жизнь любовь – Михаила Дистергефта, которого судьба из далекого Ленинграда, после трех месяцев на фронте, забросила, также по национальному признаку, в Карпинск. Вместе они прошли тяжелый путь, но выстояли, не сломались. Всю жизнь занимались самообразованием: много читали, потом, когда стало возможным, много путешествовали. Михаил Васильевич окончил Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле и стал художником. А Элеонора Павловна пришла в музей изобразительных искусств, оставшись здесь на долгие годы. У них родился сын Игорь, которому уже новое время не помешало не только закончить институт, но и защитить докторскую диссертацию по металлургической промышленности. Конечно, обо всем не расскажешь, всю долгую, больше чем восьмидесятилетнюю жизнь не уложишь в две странички! Но все, кто рядом с ней работал помнят ее немецкую аккуратность, красивый почерк, грамотные статьи в научных каталогах, а главное – теплую душевность в отношении к людям. Она всегда была со вкусом и красиво одета (все наряды себе шила сама, ведь было время, когда она этим также зарабатывала на жизнь), всегда подтянута, а главное – не боялась никакой работы! Если нужно, на знаменитых осенних уборках урожая в колхозах могла наравне с мужчинами собирать картошку и турнепс. А какая замечательная она была хозяйка: умела готовить, шить, вышивать гладью, вязать. Вышитые белой гладью ажурные салфетки я запомнила на всю жизнь. Но, самое главное, чем запомнилась Элеонора Павловна – это своим отношением к работе, к музею, где не было для нее неважных дел, все было главным и значимым. Так она учила нас, молодых, относиться к главному делу жизни. Прощаясь с ней перед отъездом ее семьи в Германию, я поняла, что она мой главный учитель в моей профессии. Примечания 1. Печуркина Римма. Ангeл над Тагилом// Областная газета. 1994. Сентябрь. Опубликовано: Тагильский вестник. Вып. 5. Нижний Тагил: НТГСПА, 2007. С.94-97.
|
Адрес музея622001, Свердловская область,г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7, ул. Уральская 4, ул. Уральская 5 (библиотека). посмотреть на карте |
Режим работыПн - выходной |
Контактытел. +7 (3435) 25-24-29 (научный отдел), +7 (3435) 25-26-47 (массовый отдел)факс. +7 (3435) 25-28-01 (директор) e-mail: artmnt@list.ru |